Об авторе

Всем привет!

Мой город

Меня зовут - Валерий Витус. Родом из города Норильска, тут же практически всю жизнь и провёл. Норильск - город за полярным кругом в Красноярском крае и у него, как у любого заполярного города, есть два прикольных времени: полярная ночь и полярный день. Причём питерские белые ночи не идут ни в какое сравнение с полярным днём, когда солнце светит всю ночь. Полярная ночь многих угнетает, особенно с непривычки, даже в школе первоклассникам добавили в феврале неделю каникул для “выхода из полярной ночи”. Хотя в январе-феврале первоклассники и так практически не учатся из-за постоянных актировок. Но я родом из СССР, далёкого 1972 года и помню каким был город красивым в полярную ночь: вдоль улиц горят фонари с разными украшениями, у каждого магазина неоновая вывеска, витрины магазинов именно витрины с выставленными товарами и льющимся из магазина светом (не как сейчас витрины просто затягивают распечатанными баннерами). В общем, вид не хуже, чем на фотографиях Нью-Йорка.

Город был создан для единственного предприятия - Норильского никеля и, естественно, вся жизнь крутится вокруг него. Индустриальный город, в 70-80-х годах ещё успешно строился и развивался. Поэтому мальчишке 6-17 лет находилось много интересных мест, где можно было (а точнее нельзя) погулять, посмотреть интересного. И мы этим пользовались, облазили все заводы, промышленные площадки. Как-то раз нам даже доверили самим слить шлак из огромного железнодорожного котла на шлакоотвале, изумительное зрелище стекающей по склону расплавленной массы, точь-в-точь как у вулкана. А насколько интересно было увидеть рядом со входом в столовую на руднике водопроводный кран из которого течёт кофе. Открываешь кран и наливаешь себе кофе просто так, бесплатно, без ограничения. Ради этого конечно же стоило приезжать на рудник на гору, тем более потом предстоял увлекательнейший спуск “на заднице” по снежной горе, и даже проезжающие Белазы особо не мешали. И про стройки города тоже не забывали, и убегали по этажам от сторожа в строящемся новом театре. Вот говорят, в Питере можно по крышам домов целые кварталы пройти, а у нас наоборот. На вечной мерзлоте дома строят на сваях и под домом получается шикарный подвал-подполье, который мальчишки не могли не облюбовать. И из этих подвалов уходят трубы с водой, канализация, электрика, связь в магистральный коллектор вдоль улицы. И теоретически так можно по всему городу пройтись. Но нас вполне удовлетворяли близлежащие подвалы, например, для игры в Казаки-разбойники. А зимой развлекались на снежных горках. Благо снега у нас с избытком, а машин для вывоза снега со двора за город раньше сильно не хватало. Поэтому бульдозер прочищал двор вдоль подъездов и нагребал в одном месте огромную гору метров 5-7 высотой, с одной стороны пологую. Жильцы сами заливали её водой и получалась суперская горка. А с других сторон можно было заниматься альпинизмом, как сейчас на скалодромах. А ещё ребята постарше в этой горе рыли пещеры, и не просто ходы для кротов, а полноценные в человеческий рост. В общем, обычное детство индустриального мальчишки.

Школьные годы чудесные

Все 10 лет отучился в одной школе, учёба шла легко и не мешала жить. Попробовал множество кружков и секций: шахматы, плавание, фотография, бокс, борьба, радиокружок, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), программирование, культуризм. Сам приходил и сам уходил. Где-то были результаты неплохие, а что-то сразу не подходило. А ещё сказывалась сезонность. Город наш отдалён и массовая связь с ним только самолётом. На лето все стараются улететь в отпуск погреться, позагорать и город пустеет. Ну и я на лето к бабушке в деревню улетал и пару раз в пионерлагерь на юг красноярского края, сначала с родителями или знакомыми, а с 12 лет уже самостоятельно, когда на самолёте разрешается без сопровождения взрослых лететь. Некоторые занятия так и закончились в мае, а в сентябре начались уже другие. У бабушки тоже большую часть я проводил один, без семьи, с местными друзьями. Из чего нашлось собрал велосипед и гонял по окрестным полям и заброшенным садам, набирался витаминов на предстоящую зиму. В какое-то лето дров машину привезут, надо поколоть, когда-то самостоятельная экскурсия по тёткам в Киев и Львов, то гусей гонять от поля, то коров пасти вместо сватов или крёстных. По огороду, правда, помощь не большая, только силовая: воды привезти, один раз на уборку картофеля попал в сентябре, или тачку из колеса и досок сделать, чтобы тыквы с огорода вывезти.

Мой учитель по ТРИЗ уже и дочку выучил

А после девятого класса я по линии ТРИЗ попал в летний школьный лагерь участников олимпиад, который находился в заповеднике в Молдавии. Там в соседнем отряде математиков я увидел впервые компьютерный класс с монохромными Искрами и цветным Агатом. А ещё там была Электроника-60, но говорили, что при попытке её включить не выдерживала электрическая сеть в домике. Естественно, я записался там на компьютерные занятия. Кроме того, что у нас проходили ежедневные занятия по ТРИЗ. После каникул я с этой же Электроникой столкнулся в Норильске в нашем Индустриальном институте, куда удалось записаться в группу по обучению программированию. Пытался запрограммировать игру “морской бой” для игры с компьютером, но как-то не дозрел ещё тогда. Интересно, вместо дискет использовались обычные магнитофонные кассеты.

А вообще, к десятому классу у меня оформилось 2 интереса: химия и электроника. Набор юного химика и не только, производство кислот и щелочей из удобрений (из деревни), сбор ртути из всех разбитых градусников, выделение серебра, но позолоченной посуды собралось мало. К этому, естественно, теоретическая подготовка, несколько учебных и познавательных книг. С другой стороны паяльник, коробка с радиодеталями, которые надо было выпрашивать на металлургических заводах или заказать на почте из Москвы по взятым у друзей каталогам. И полный цикл производства радиоэлектронного изделия, начиная от вытравливания печатной платы, заканчивая изготовлением корпуса и оклеиванием его шпоном. А шпон тоже надо было на деревообрабатывающем заводе выпрашивать, настоящий шпон из красного дерева, 1 мм толщиной.

Студенческие годы ещё более чудесные

На каникулах после 9-го класса проштудировал справочник вузов, выбор остался небольшой: электроника - Рига, химия - Питер и Новосибирск. Питерские сразу отшили, что не их регион. В итоге в 10 классе поступил в заочную подготовительную школу в Новосибирский государственный университет (НГУ) на химию. Весь учебный год приходили по почте методички, также по почте отправлял домашние задания. Потом уже на первом курсе в общежитии в соседней комнате жила моя учительница по подготовительной школе - четверокусница. Забавно жизнь закручивает кренделя. Как закончил школу на 4-5, так и вступительные экзамены сдал на 4-5 по математике и физике. НГУ имеет физико-математический уклон. Проходной бал был 7 и собеседование по химии. Получилось, что поступил на химию, даже не сдавая химию. Парадокс. На нашем курсе начали внедрять систему ИКИ (индивидуальный кумулятивный индекс), который складывался из баллов за нескольких контрольных работ в течение семестра и экзамена. И если к экзамену набиралась определённая сумма балов за контрольные, то на экзамен идти не надо. В итоге с третьего курса на все экзаменационные сессии я уже был свободен. Красота!

В первые же дни учёбы встретил свою любовь, но она училась на биохимии. И мне пришлось в конце первого года обучения переводится на биохимию и экстерном досдавать 2 спецпредмета по биологии, чтобы летом вместе поехать на практику. А после второго курса уже стали семейной парой. Система распределения после обучения в то время уже была отменена. Поэтому на зимних каникулах третьего курса с подачи мамы мы пошли “на шару” в Центральную химическую лабораторию норильского комбината. Нас принял главный инженер, сделал нам вызов на работу на комбинат и отправил восвояси. Мы по своей наивности решили, раз берут на работу, то надо ехать летом на практику. Хотя практик у нас с первого курса не было. Ну и приехали. Главный инженер был очень ошарашен таким событием, но на месяц нас устроил поработать. Для студентов это был космический заработок. На 4 и 5 курсах у нас была специализация, и все студенты 2 дня в неделю работали в близлежащих институтах лаборантами у своих дипломных преподавателей. Тут я снова столкнулся с компьютерами. Это был IBM XT с DOS на борту. По дипломной работе надо было обсчитывать уширение спектральных пиков в зависимости от положения атомов водорода в кристаллической решётке шпинели. Расчёты проводились на общеинститутской машине ЕС какой-то серии в режиме терминала. Но у меня есть в пользовании свободный комп, язык программирования паскаль, математическая модель расчётов и, конечно, время. Ничего не мешало написать программу обсчёта на персональной ЭВМ. Сначала писал на паскале, потом изучил Turbo Vision Pascal и переписал в оконном интерфейсе в текстовом режиме и переключением в графический режим для просмотра графиков. Потом стало не хватать оперативной памяти и прикрутил оверлеи. В итоге диплом был рассчитан на моей программе и успешно защищён.

Рабочие будни в лаборатории

Диплом сдали, месяц отдохнули и пришли устраиваться на работу. Главный инженер встретил нас, как уже знакомых людей и распределил по лабораториям. Попал я в Лабораторию анализа благородных металлов (ЛАБМ). Но долго поработать не получилось, осенью 1994 года пришла повестка в армию. В те времена зарплату задерживали по 3 месяца и на увольнение мне выплатили тройную зарплату. И она пошла на компьютер. Пришёл в магазин с намерением купить Intel 386, а ушёл с Intel 486DX4. Служить мне выпало один год тут же в Норильске в войсках связи. Там тоже оказался компьютер и я написал снабженцу какую-то простенькую утилиту. После демобилизации пришло время изучать программирование в Windows. Delphi как раз начал распространяться. Я снова устроился в ЛАБМ. Писал программу для расчёта шихты для плавки пробы, подкорректировал программу на спектрометре, благо наладчики забыли исходники на компьютере. Компьютеров уже стало много, начали объединять их в сеть, кинули ветку до соседнего завода, чтобы подключить интернет, сам всё администрировал. Но в то время интернет был большой привилегией и строго дозировался. Моя лаборатория находилась далеко от управления и это давало большую свободу действий в нашем четырёхэтажном здании. Мне это нравилось и я частенько задерживался на работе до поздна. Разработал методику анализа на масс-спектрометре под закрытие лаборатории ЛАЯМА с маленьким ядерным реактором. Потом создавал Лабораторию анализа геологических объектов (ЛАГО). Лаборатория новая, людей мало, проб в несколько раз больше, чем в ЛАБМ. Надо было автоматизировать анализ. От бумажных журналов сразу решил отказаться. Начал постепенно писать в Экселе макросы на VBA для обсчёта результатов анализа проб. В итоге создал законченную систему от пробоприёмки до выдачи протоколов анализа с открытым кодом для дальнейшего развития. Потом расширил систему и на ЛАБМ. Кстати, эти экселевские файлики используются по сей день, уже 15 лет после моего ухода из лаборатории. А уйти уже захотелось. К тому времени я осознал, что любая моя деятельность неизбежно начинает крениться в компьютерную область. Но наши асушники не признавали меня за своего, для них я оставался самоучкой.

Новая профессия

И вскоре, в 2004 году, меня взяли инженером-программистом в энергосистему, в Службу средств диспетчерского и технологического управления (службу СДТУ). Тут моё поле деятельности ещё больше расширилось и стало охватывать около 150 электрических подстанций и насосных станций по всему норильскому промышленному району в радиусе 100 км. И чего тут только не использовалось: модемы на выделенных линиях, радиомодемы, Ethernet мосты, позже оптика, несколько видов телемеханики. На отдельных объектах развивались локальные сети. Затем сети начали объединяться, начала появляться избыточность для отказоустойчивости. Горы маршрутизаторов. До моего прихода уже была выработана идеология АРМа диспетчера. В значительной степени разработан сервер телемеханики под различное оконечное оборудование. Дописал модуль архивирования на SQL сервер и создал WEB сервер технологических данных с использованием AJAX. В 2005-2006 годах получил дополнительное к высшему образование по специальности “Информационные технологии и системы в энергетике”. Для диплома получилась интересная программа мониторинга распределения электроэнергии в системообразующей сети компании с функцией тренажёра на основе математической модели сети из 4 генерирующих объектов и 4 распределительных понижающих подстанций. После долгого затишья начались поставки нового оборудования телемеханики. Монтаж, пуско-наладка оборудования, интеграция ПО оборудования с нашим, часто оборудование приходит от смежных предприятий, спроектированное и построенное по их техническим условиям, но обслуживать нам. Работы много и всё интересно!

Подработки

Но я всегда любил работать руками, это же такое удовлетворение получаешь, когда из ничего в результате твоих действий появляется что-то полезное, какая-то железка “оживает”. Но наша кадровая политика не подразумевает развития специалистов, хочешь зарабатывать больше - есть только один путь, идти вверх по карьерной лестнице. А административная работа убивает специалиста. Поэтому с ранних пор возникало желание найти подработку и поработать руками. Совместить полезное с приятным. Тем более появление детей требует повышения бюджета семьи. Так с появлением первой машины в 2003 году пробовал таксовать. Заработать конечно можно, но условия не ахти. То где-нибудь застрянешь в сугробе в мороз, то клиенты придурочные попадутся. Короче чинить компьютеры в тепле гораздо приятнее. А тут в 2005 году у одноклассника друг перезжал из города, он обслуживал компьютеры в нескольких небольших фирмах, ну и передал мне их по наследству. А тут уже один на все руки мастер: и железо, и ПО стандартное и не очень, и сервера, и сети, и офисные АТС. А то бухгалтеру не понятно, почему отчёт неправильно собирает данные, тоже надо разобраться, найти ошибки учёта. И это тоже интересно! И для кармана полезно.

Очередная смена деятельности

Но это всё заработок, активный заработок денег. А хочется пассивного дохода, больше свободного времени, получить возможность заниматься детьми и делами для души (не только компьютеры интересуют). Поэтому с появлением интернета в конце 90-х начал интересовать и заработок в интернете. Тут, наверное, путь стандартный для новичков: заработок на кликах, регистрациях, казино, HYIP, форекс. Выхлоп - нулевой. Да и не годится это для долговременного заработка. В середине 2000-х активно развивались электронные кошельки, но были проблемы с вводом-выводом, не удобно и дорого. Поработал платёжным агентом, но не вдохновило. Тем более с развитием карточек и онлайн банков всё стало намного проще. Когда появлялись деньги между крупными покупками присматривался к акциям на фондовом рынке. Тут уже всё по спокойней и более предсказуемо, но надо основательно подготовиться. Даже неплохой результат получился, за год около 30%. Но очередная крупная покупка затребовала все излишки денег. С 2015 года государство предложило Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), подумал, прикинул, открыл. Чего бы не начать с консервативной стратегии, заодно познакомиться с облигациями. На мой взгляд достойная замена банковским вкладам. И результат пока радует меня.

Наше государство не даёт нам застаиваться и замутило пенсионную реформу, и вот я помолодел на 5 лет. Специфика северных городов, что не многие готовы жить здесь до смерти. И мне тоже хочется ещё пожить в более благоприятных районах ещё не дряхлым стариком. И дети подошли к очередным жизненным рубежам. Да и пока ещё не совсем предпенсионного возраста легче искать работу. Короче, переезжаю на ПМЖ в Санкт-Петербург. А пока суть да дело, можно полгода - годик посвятить саморазвитию.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение